Пассажиров на улицах Воронежа продолжают «бомбить»
Его услугами пользовался, пожалуй, каждый из нас. Оно выручит, если припозднишься домой или опаздываешь на работу, если не знаешь дороги или просто устал. Городское такси... Но насколько оно безопасно? И что следует знать, прежде чем сесть в незнакомую машину?
ИЗ ИСТОРИИ
От извозов до «шашечек»
Такси, в современном виде, появилось в Воронеже только после войны.
- До этого времени в городе были извозчики, - рассказывает воронежский писатель, краевед Владимир Елецких. - А место их стоянки называлось биржей извозчиков. На каретах ездили по городу, на дилижансах, где было больше мест, – на дальние расстояния.
Со временем, когда появились первые машины, стали сдавать автомобили на прокат. Работа водителя такси в советское время считалась прибыльной и даже престижной. Все такси в то время были государственными. Разъезжать на машинке с «шашечкой» было дорогим удовольствием. Вспомните знаменитую фразу «Наши люди в булочную на такси не ездят…» В наше время её можно продолжить: «…потому что это – небезопасно».
А не открыть ли свой «таксопарк»?
Четыре года назад в России было отменено лицензирование предприятий, которые занимаются таксомоторными перевозками. С тех пор нормы, которые раньше были обязательными, стали соблюдать лишь единичные компании. Далеко не каждый «таксопарк» выпускает на линию исправные автомобили и проводит их технические осмотры, имеет профессионально подготовленных водителей, платит налоги.
Мы, вызывая такси, не всегда задумываемся, что за человек приедет за нами, большой ли у него водительский стаж, прошёл ли он медицинское освидетельствование и в каком состоянии его автомобиль?
- Сфера такси – тайна, покрытая мраком, - рассказывает начальник Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Жозеф Еркнапешян. - С отменой лицензии мы не имеем над ней никакого влияния. Даже приблизительно сложно назвать численность лиц, занимающихся такими перевозками. В 2005 году насчитывалось около двух тысяч такси. Сейчас, может быть, в два или даже в три раза больше.
Пожалуй, любой желающий сможет ейчас открыть свою службу такси. Достаточно купить запоминающийся номер телефона, дать объявление в газете, нанять диспетчера, водителей со своими автомобилями и брать с них определённую сумму с заказа. Больше всего в сложившейся ситуации страдают легальные такси, которых в Воронеже, как говорится, по пальцам сосчитать. На фоне жёсткой конкуренции со стороны «нелегалов» они содержат штат, ремонтную базу, исправно платят налоги. Автомобили этих компаний оснащены рациями. Номера машин – стандартного жёлтого цвета.
Компенсируя расходы на всё выше перечисленное, руководители легальных таксопарков увеличивают норму плана для водителей, то есть минимума, который те должны сдать за день. Таксистам при таких условиях выгоднее работать самостоятельно, попросту «бомбить».
«Эх, прокачу!»
Сегодня машина для человека, как в своё время корова для крестьянина, – настоящая кормилица. Особенно в условиях кризиса, когда граждане теряют работу или нужен дополнительный заработок. «Бомбилы» поджидают своих клиентов на остановках, возле клубов, ресторанов – в общем, в самых оживлённых местах города. Однако и у таких частных «бизнесменов» есть свои законы и порядки.
- Сейчас просто ездить по городу, высматривая человека с вытянутой рукой, невыгодно, - рассказывает воронежский «бомбила» Валерий. - Лучше стоять в определённых точках, но здесь нужно соблюдать порядок живой очереди. Ведь таких желающих подработать, как я, немало.
В самых «хлебных» точках города, то есть где клиентов больше всего, пристроиться сложно. Там свой слаженный коллектив, и чужих туда не пускают.
С появлением нелегальных такси проблем на дорогах стало больше. Стараясь быстрей добраться до точки, водители такси «подрезают» другие машины, превышают скорость и т.п.
- Очень много проблем связано с тем, как паркуются таксисты, - рассказывает начальник отдела пропаганды Управления ГИБДД по Воронежской области подполковник милиции Татьяна Сушкова, – Ожидая клиентов на многолюдных остановках, они мешают подъезду маршрутных автобусов, других автомобилей, создают на дорогах заторы и пробки.
Да и работа эта далеко не безопасна. На днях в Прокуратуру Коминтерновского района Воронежа поступило обращение от одного таксиста. На него бросился с ножом один из пассажиров, когда водитель уже довёз того до нужного места. Причина банальна, но оттого ещё более страшная – не устроила цена, за которую клиента довезли до дома.
Опыт в борьбе с нелегальными такси есть во многих городах России. Так, в Москве, Краснодаре, Нижнем Новгороде на таксистов, промышляющих без лицензии, налагают штраф за незаконное использование «шашечек» – тысячу рублей. В феврале текущего года для решения проблем, связанных с такси, при комитете по предпринимательству областной Думы была создана специальная рабочая группа. Но говорить о каких-то принятых мерах или конкретных действиях ещё рано.
Помоги себе сам
Самый главный вопрос, который возникает у человека, когда он садится в такси, – это «сколько будет стоить поездка?» Скажем сразу, чёткой тарификации услуг этого вида транспорта нет. Одни отталкиваются только от расстояния, другие могут включить в цену ещё и потраченное на дорогу время.
Во втором случае вам придётся сильно разориться, если учесть, в какое количество пробок можно попасть, разъезжая по Воронежу. Поэтому желательно сразу узнавать о том, сколько в конечном итоге вы заплатите таксисту за поездку. Обычно самыми дорогими считаются первые два километра… Они могут стоить от полсотни и до ста рублей. Каждый последующий километр вам обойдётся от пяти до десяти рублей.
Для своей же безопасности старайтесь не садиться в машины к «бомбилам» или ловить «попутки». Стоимость такой поездки может оказаться гораздо выше, чем в такси, которое вы можете заказать по телефону.
Во избежание неприятностей обязательно сообщайте номер приехавшей за вами машины близким, знакомым, друзьям. Предосторожность не помешает!
communa.ru